Методическая разработка
воспитателя Абдурахмановой Марзигат Хабибовна
В последние годы педагоги работающие в образовательных учреждениях стали наблюдать тенденцию: ухудшение речи у детей, то есть страдает звукопроизношение, нарушение слоговой структуры слова, маленький словарный запас, нет фразовой речи.
член экспертного совета Ассоциации родителей детей и взрослых с дислексией Маргарита Русецкая опубликовала следующие данные. В России около 60% школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым также добавляются проблемы с письмом и чтением.
По данным же министра образования Ольги Васильевой процент детей с нарушением речи достигает 58%. Что является виной этому? Скорее всего ухудшение экологии, различные инфекции в том числе и внутриутробные, родители ввиду нехватки времени все меньше говорят с детьми. Преобладание гаджетов в повседневной жизни способствует замыканию ребенка в своем мире.
Педагоги все чаще стали задаваться вопросом как исправить ситуацию в рамках своих компетенций.
Изучая методы и приемы для развития речи и методическое сопровождение к ним, я сделала выводы, что хорошие результаты дают сенсомоторные игры. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего и умственного развития ребёнка.
Новое- это всегда хорошо забытое старое. Испокон веков народная педагогика генерировала идею трудового воспитания, а именно в Дагестане ребенок, чуть ли не с колыбели был вовлечен в домашний труд. Это и очистка початков кукурузы, перебор плодов фасоли, гороха, нута, сбор урожая.
Таким образом развитие сенсомоторных навыков осуществлялось в процессе трудовой деятельности, а также и в игровой.
В свободное время от труда дети играли на улице, лепили из глины, играли камушками, современные дети по наблюдениям, позже вовлекаются в бытовой труд, тем самым не имея возможность развивать мелкую моторику посредством трудовой деятельности, и здесь необходима альтернатива. А именно в дошкольном возрасте необходима постоянная активизация сенсомоторного развития во всех видах деятельности, поэтому
Я использовала в своей работе следующие сенсомоторные игры:
• пальчиковые игры;
• игры с бумагой, глиной, пластилином, песком и т. д
• настольно-печатные игры: мозаика, конструктор, шнуровка, пазлы и т. д.;
• театрализованные игры: театр теней, варежковый, перчаточный и т. д.;
• дидактические игры;
Также использовала самомассаж в игровой форме: как традиционный (поглаживание и разминание кистей и пальцев рук) так и нетрадиционный (карандашами, мячики су джок). Провожу массаж во время проведения утренней гимнастики или после сна.
В ходе данных игр идет развитие мелкой моторики, что дает мощный стимул для развития психических процессов. В разные эпохи разные мыслители говорили об этом. Процитируем Аристотеля, который говорил: « Рука – это инструмент всех инструментов. Рука – это своего рода внешний мозг»-заключал Кант. Великий педагог Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она констатировала, если с речью не все в порядке в этом виновата мелкая моторика. Обратимся к современным исследованиям.
Учеными (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.
Наблюдая за взрослыми людьми, которые в процессе речи, не могут подобрать слова , мы можем заметить что они помогают себе пальцами.
Работа над данной проблемой побудила обогатить предметно-пространственную среду необходимым оборудованием - это бизиборды, игры с бусами разной величины, фактуры, цвета, различный природный материал, мозаики, пазлы и т д.
Работу с малышами я начала с использования в педагогическом процессе бизибордов.
Во время занятий с бизибордом детям легче усвоить новые знания, закрепить полученные, так как задействуются различные анализаторы (кожно-кинестетический, речевой, слуховой, зрительный), повышается уровень эмоционального фона, появляется мотивация в достижении цели, развиваются высшие психические функции (внимание, восприятие, воображение, память, речь, мышление).
Основная задача бизиборда – дать ребенку возможность познавать мир через тактильное восприятие.
Сенсомоторные игры еще хороши тем, что эффективность в работе с детьми РАС доказана, что тоже очень актуально в нынешнее время. Вернемся к статистике, на 2020 год ситуация такова, что по России 1 % детей с диагнозом РАС, хотя наш опыт работы говорит о том, что эти цифры существенно занижены. Так, например, Министерство здравоохранения России еще в 2013 году оценивало уровень распространенности аутизма как 1 % от детской популяции в стране.
Сенсомоторные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный эмоциональный навык с формированием зрительного, обонятельного, аудиального, вкусового, чувствительного восприятия, а также с развитием системы координации и представления о собственном теле. Сенсомоторные игры решают следующие задачи:
- переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
- возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
- получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе — помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше
Пальчиковая гимнастика для средней групы,
упражнение:
Подняли правую руку, а затем и левую. Встретились мизинчики, поиграли,поиграли, встретились безымянные пальчики поиграли, а теперь и средние, указательные тоже, и большие поиграть хотят со всеми. Наигрались, разошлись (разводим руки)
Вывод:
- игра развивает координацию движений;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление,
-воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
- ребенок закрепляет понятия правая, левая (название пальцев рук)
Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем
Развивающая игра «Разноцветные флажки».
Наше с вами путешествие продолжается, и я предлагаю немного развлечься.
Задание: Я предлагаю вам поиграть в игру «Разноцветные флажки». Когда я буду поднимать красный флажок, вы должны подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки. Условия понятны?
Цель: Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета. К тому же, она проста в организации и не требует длительного времени на изготовление флажков.
Вывод: Такие игры могут стать отличным и увлекательным занятием в утренние и вечерние часы, а могут стать частью НОД или игрой на детском празднике. Материалы и оборудование: флажки красного, жёлтого, синего,
зелёного цветов.
Творческое задание «Нетрадиционные картины»
Задание: Страна Сенсорика хотела бы, чтобы о нашей встрече с ней, у нас осталась на память картина. Вот наши волшебные краски и штампы, ручки и пальчики вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны? Но как положено перед работой разомнём пальчики.
Физкультминутка
Нарисуем желтый круг, (вверху над головой соединить большие и средние пальцы)
После лучики вокруг (руки вытянуть вперёд, соединить запястья, расставить широко пальцы)
Пусть на белом свете Ярче солнце светит! На детей и на цветы, (сжимать и разжимать пальцы)
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее (трём ладошку об ладошку)
Их теплом согреет. (руки в «замок»)
Цель: накопление сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений детей, развитие способности ребёнка наслаждаться многообразием форм и красок.
Материалы и оборудование: штампы из овощей различные по форме, гуашь, тарелочки с разбавленной водой гуашью, влажные салфетки, листы бумаги каждому участнику, музыка.
Вывод: Данный вид деятельности удобен не только для проведения НОД, но и в применении его в свободной художественной и игровой, экспериментальной деятельности дошкольников. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.